СТИЛЬ ПРОТИВ ДИЗАЙНА (Ч.2)
Все дело в том, что мы живем в обществе, где властвует
поверхность (и где страшатся заглянуть под поверхность). В
культуре потребления, когда мы готовы выложить 200 долларов за
теннисные туфли потому, что они круто выглядят, а песни Джефа
Бека используются в рекламе, самыми главными товарами являются
блестки и мишура.
В течение последнего года работа во Flash стала синонимом
web-дизайна. Если ваша страница не поет и не пляшет, значит она
не достаточно хороша - а уж не крута, так это точно. Во Flash
(SWF) создаются великолепные работы, и они получают должное
признание на различных конкурсах - в особенности на традиционных
конкурсах высокого ранга, где "цифровые клипы" предшествуют
многомиллионным телевизионным рекламным роликам. Судьи на таких
конкурсах ожидают увидеть в тв-рекламе яркую идею и
профессиональную работу, предъявляя к ним требования более
высокие, чем к обычным коммерческим фильмам. Не удивительно, что
они ожидают такого же сногсшибательного эффекта и от web-сайтов.
Громоздкие, вычурные эксперименты с DHTML и Flash будут
получать призовые премии до тех пор, пока судьи будут продолжать
смотреть на них в самых новейших броузерах на широких экранах
своих Mac G4 или PC Pentium, подключенных к Интернету по
скоростным линиям T1. И естественно, они будут получать призы,
если только они их достойны по качеству дизайна и
программирования. Здесь речь не о плохом дизайне. Мы говорим о
самом качественном дизайне - но о дизайне лишь определенного
типа.
Большинство моих коллег делает такие сайты. У меня челюсть
отваливается, когда они мне показывают свои работы, и я только
радуюсь за них, когда они возвращаются домой с заслуженными
призами. Но в то же время я испытываю беспокойство.
Я беспокоюсь потому, что такой тип дизайна, приемлемый в
определенных ситуациях и неприемлемый во многих других, является
единственным, получающим признание. Вот почему именно этот тип
дизайна молодые дизайнеры старательно имитируют не только на
своих персональных страницах (что прекрасно), но и в
коммерческих проектах, где такой дизайн приносит вред.
Я беспокоюсь потому, что молодые дизайнеры, путающие стиль с
дизайном, учатся копировать приемы и стилистические изыски своих
кумиров, но забывают о приемах передачи информации, присущих
Web. Спецэффект "замедленной пули" прекрасен для "Матрицы", но
не для документального фильма. А так как по большей мере
Web-дизайн - это информационный дизайн (или во всяком случае это
так подразумевается), прививка графических стилистических
наворотов к информационным сайтам не идет на пользу всему Web-у,
более того - Web от это становится еще более сложным и
запутанным.
Я беспокоюсь потому, что есть дизайнеры, которые не стремятся
создать свой собственный индивидуальный стиль, не говоря уже о
том, чтобы создать стиль специально для конкретного проекта.
Потому что люди, набирающие дизайнеров на работу, не обладают
достаточным критическим подходом, и привлекают тех, чье
портфолио демонстрирует владение "крутыми" эффектами, к
проектам, где их эквилибристика будет выглядеть просто жалко.
("Да с вашим талантом мы всех поставим на уши"). Потому что со
временем традиционные дизайнеры, которые действительно понимают,
что такое фирменный стиль и информационный дизайн, и которые
действительно понимают разницу между Стилем и Дизайном, придут
на этот рынок и вытеснят тех немногих молодых дизайнеров,
которые так и не смогли понять суть ремесла, которым они
занимаются.
Я беспокоюсь за Web, потому что слишком мало дизайнеров
работает в той широкой нише, что расположена между
сайтами-конфетками и сайтами-скелетами, то есть там, где и
должен развиваться Web. И все меньше и меньше остается стимулов
для web-дизайнеров оставаться в этой нише. Ведь несмотря на то,
что их работа нравится web-пользователям, она не получает
абсолютно никакого признания со стороны клиентов, разве что в
виде оплаты за работу. ("Господи, сайт загрузился так быстро и
прекрасно работал даже в IE3, что установлен на старушке Dell
моего папы". Вы когда-нибудь слышали, чтобы члены жюри всяческих
web-конкурсов такое говорили? Я тоже нет.)
Но больше всего, я беспокоюсь за пользователей Web. Потому
что по прошествии шести лет после начала коммерческого освоения
Web, они по-прежнему испытывают трудности при попытке найти
что-либо, они по-прежнему задаются проклятым вопросом, почему
так трудно читать текст на Web-страницах - а ведь большую часть
времени в Web они проводят именно за этими занятиями.
До тех пор, пока наше общество ценит Стиль выше Дизайна,
поверхность выше сути, ситуация не улучшится. Удивительно, но
практически так же я думаю каждые четыре года, когда наступает
время идти на избирательный участок.
Источник:
http://mascon.hypermart.net/
|