"Чтоб творить им совместное зло потом,
поделиться приехали опытом"
В.С. Высоцкий
Наши опыты в деле раскрутки сайта.
(об опыте раскрутки сайта
Кузьмоловской средней школы N1)
"Ах, ну почему,
наши дела так унылы?"
М.Щербаков, Н.Орлова
Что послужило толчком к тому, что мы занялись раскруткой
нашего сайта? Скорее всего, удивление и досада, испытанные после
того, как мы посмотрели на школьные сайты занимающие ведущие
места в разделах рейтингов, посвященных школам и среднему
образованию. Не хвастаясь, можем сказать - мы выглядели лучше
многих из них, но от вершины рейтинга находились далеко. Отметив
осенью 2000 г. двухлетие сайта, постоянно публикуя на нем наши
новости и имея несколько нестандартных для школ разделов,
достаточно удачный дизайн и продуманную структуру сайта, мы
могли рассчитывать на большее. По факту на конец января 2001 г.
(начало действий по раскрутке) в
TopList-е мы открывали вторую сотню. Стало, по меньшей мере,
обидно.
Конечно, можно было ссылаться на известное: "Мы не популярны
потому, что о нас не знают. О нас не знают потому, что мы не
популярны" - и убеждать самих себя, что на самом деле у нас все
здорово. Но хотелось признания, и потому мы решили, что
раскрутка нам нужна. Перед тем, как начинать действия по
раскрутке, надо было провести работу над ошибками, которых, при
детальном рассмотрении, обнаружилось много.
"Кто вы такие?
Вас здесь не ждут."
В.С. Высоцкий
А действительно, какими мы были с точки зрения представления
в Интернете? Невзрачное название: "Сайт Кузьмоловской средней
школы №1", аббревиатура kss1 стоящая в начале всех title, не
заполненные ключевые слова в meta. Короче, захочешь найти - не
найдешь, а найдешь, еще подумаешь, стоит ли заходить. Все это
надо было менять. С названием определились достаточно быстро, и,
пройдя пару промежуточных вариантов, остановились на
"Кузьмоловская средняя школа №1. Заходите в гости". Этот
казалось бы простой шаг дал нам возможность находится выше при
сортировке выборок по алфавиту. Определяя набор ключевых слов,
мы задумались над составом аудитории, которую собирались
привлечь и над содержимым сайта. Поэтому в список ключевых слов
помимо стандартного школьного набора попали и название поселка
Кузьмоловский и "фото студия" и "фотоколлажи" как предмет нашей
особой гордости. Вроде бы все готово, осталось только
определиться с рейтингом - т.е. какую вершину штурмовать будем?
Поскольку счетчик на TopList у нас уже был, и сам этот рейтинг
удовлетворял нас по уровню детализации (Раздел:
Наука/Техника/Образование, подраздел: Школы) остановились на
нем.
"Пошел, страус,
крыльями, крыльями"
(любимый мультфильм)
Ну а теперь сама процедура регистрации. Начали, естественно,
с самых популярных каталогов и рейтингов, таких как
Rambler,
Aport,
Yandex,
SpyLog, но их список
достаточно ограничен. О существовании множества прочих в тот
момент мы просто не подозревали. Поэтому Большой находкой для
нас стала система автоматической регистрации
Submitter. Вообще, на
системах авторегистрации хочется остановиться подробнее. Их
бесспорный плюс - экономия времени на заполнение регистрационных
данных и на поиске самих каталогов. Но есть и существенный
минус. Он заключается в том, что структура предлагаемых
каталогов зачастую представлена одним-двумя уровнями, хотя на
деле их может оказаться больше. При этом надо учитывать, что чем
конкретнее и глубже укажешь раздел каталога, тем больше шансов
быть найденным, так как посетитель, идя вглубь по структуре
каталога, заранее отсекает ненужные данные и уже потом
рассматривает отобранное. Разумный вопрос: а зачем эта массовая
регистрация вообще понадобилась? Отвечаем: именно она и дала тот
необходимый толчок увеличения посещаемости, который был нужен,
чтобы начать завоевывать более высокие места в рейтингах. Многие
каталоги отдельно выделяют вновь добавленные ресурсы, размещая
их вверху списков или помечая каким-либо другим образом. Ну, и
само посещение администраторов - модераторов каталогов также
добавляет цифры на счетчике. Через две недели после начала работ
по раскрутке, мы зафиксировали тысячный визит на наш сайт
(стартовой точкой по состоянию на 31 января было 430 визитов, а
в 2000 году тысячный визит мы отметили только в сентябре). Наша
позиция в рейтинге с начала второй сотни переместилась к
середине четвертого десятка. Получили мы и первые приятные
отзывы о нашем сайте
в обзоре
каталога Rax.
"И вечный бой,
покой нам только снится"
А.Блок
Не помним точно фразу из рассылки
"От винта", но
смысл ее в том, что, начав заниматься раскруткой сайта, нельзя
останавливаться, нельзя ожидать, что проведенных действий будет
достаточно для того, чтобы удерживаться на достигнутых позициях.
Необходим постоянный поиск новых инструментов, анализ
достигаемого с их помощью эффекта и новый поиск. Ниже я хочу
описать некоторые из опробованных нами инструментов и дать свои
комментарии к ним.
Первое, с чем мы столкнулись, проводя регистрацию в различных
каталогах это просьбы или требования размещения на наших
страницах, а иногда и обязательно на главной странице ссылки на
каталог. С одной стороны справедливые требования, но если все их
удовлетворить, ваш сайт станет похож на увешанную медальками
грудь Леонида Ильича Брежнева. Решили, что будем оставлять тех,
кто предлагает, что-нибудь интересное, не стандартное. Наше
присутствие в каталогах, чьи просьбы мы не удовлетворили, мы
решили оставить на усмотрение администраторов этих каталогов.
Оставят у себя в каталоге - спасибо, не оставят - такова жизнь.
Конечно, присутствие на нашей главной странице таких "монстров",
как Rambler и SpyLog сомнениям не подвергалось. Но вот, казалось
бы, знаменитый Aport должен быть обязательно, но уж очень долго
обещал он перестроить структуру каталога, а затем и вовсе сошел
с рейтинговой сцены, объединившись со SpyLog-ом, то же произошло
и с 1000Stars. Очень понравилась нам украинская
Альфа: приятно
иметь возможность опубликовать свои новости и при этом видеть их
во всем разрезе соответствующих сайту тематик. Долгое время мы
держали на главной странице кнопки с сайтов, обещавших
опубликовать информацию о нас в своей рассылке. К сожалению,
большинство этих обещаний так и не были выполнены. Данные о нас
были опубликованы только в рассылках о новых поступлениях в
каталоги AllRu.net и
Сайтека, но они и не требовали
установки своей кнопки на главной странице. Последним ветераном
на этой сцене остался проект
"Содружества Молодых Сайтов", но и от него обещанных
материалов мы не дождались, и сейчас он кандидат на удаление с
главной. На
"денежку
цитирования" Яндекса мы обратили внимание не сразу, но
хочется сказать, что это больше инструмент анализа и
удовлетворения амбиций вебмастера, чем инструмент раскрутки.
Большое количество новых посетителей нам удалось привлечь,
участвуя в проекте "Союза
образовательных сайтов". Основой нашего успеха, при участии
в этом проекте, был тот факт, что участвуем мы в нем почти с
начала его активного существования. За счет этого на наш сайт
долгое удерживался в первой десятке рейтинга по активности,
отображаемой на главной странице проекта. Вообще про
специализированные каталоги, хочется сказать отдельно. Для нас
таковыми каталогами являлись каталоги посвященные образованию.
Мы нашли несколько каталогов специализирующихся на этой
тематике, но очень интересными для себя назвать их не смогли.
Присутствие сайта в каталоге, посвященном его тематике, является
большим плюсом. Но если сама тематика не является
общепривлекательной, а вебмастер каталога не прилагает, в свою
очередь, усилий к раскрутке своего проекта, то присутствие в
таком каталоге дает только сам факт присутствия. На наш взгляд,
для нормальной работы специализированного каталога важен еще и
непосредственный контакт администратора с владельцами ресурсов,
которые расположены в каталоге. При узкой специализации успеха
можно добиться только вместе и, опять же, предлагая помимо
статичного присутствия в каталоге, еще что-либо. Более менее
удачным примером в данной области для нас можно считать проект
"Многопрофильного лицея" из поселка Коммунарка, предложившего
помимо размещения ссылки украшенной кнопкой еще и "Школьную
баннерную сеть". О нашем участии в баннерных сетях я
расскажу чуть ниже, а пока опять позволю себе вспомнить
некоторые наши результаты. Пятитысячный заход на наш сайт мы
отметили 25 мая и посчитали его хорошим подарком к празднику
последнего звонка. Анализируя заходы на наш сайт, можно с
уверенностью сказать что, определяя аудиторию, мы не ошиблись.
Достаточно много посетителей нашего сайта искали в Интернете
упоминание о Кузьмолово. Приятно было читать в Гостевой отзывы
от бывших жителей поселка, живущих в настоящее время в Москве,
Сочи, Германии, Америке и других городах и весях. Многие
признавались, что словно заново побывали дома (на сайте
представлена интерактивная карта поселка с фотографиями). Еще
одну весомую часть нашей аудитории составили ученики и
преподаватели других школ. Их отзывы и предложения позволили нам
внести в структуру и дизайн сайта множество полезных изменений.
Фотоаудитория так же не обходила наш сайт, чему способствовало и
наше участие в рейтинге
ТопФото.
"Возьмемся за руки,
друзья"
Б.Окуждава
Обмен ссылками с сайтами аналогичной или схожей тематики на
наш взгляд является одним из самых привлекательных, но с другой
стороны и трудоемких инструментов. Для школьного сайта
привлекательность этого инструмента очевидна: посетитель,
пришедший на страничку одной школы, с большой вероятностью
пойдет и на страницу другой. Вопрос в том, как друзей найти.
Большой удачей для нас стало участие в веб-кольце "Наши
дети". Этим мы получили целую когорту если не друзей, то по
меньшей мере союзников и соратников. Ну, и конечно
самостоятельный поиск, заключавшийся в планомерном посещении
школьных сайтов. Естественно, простым посещением дело не
ограничивалось: мы пытались "оценивать" проделанную нашими
коллегами работу и на понравившихся сайтах старались оставить
запись в гостевой книге. Основным критерием отбора являлась
периодичность обновления сайта, присутствие раздела новостей. Не
обновляющийся сайт вряд ли будет привлекать даже своих, не
говоря уже о сторонних посетителях. Кроме этого мы прекрасно
понимали, что простой обмен кнопками интересен, но он может и не
дать нужного эффекта, если кнопки будут просто помещены в раздел
ссылок, а по поводу забитой ссылками главной страницы мы уже
говорили. Идею, давшую выход из данной ситуации мы подсмотрели
на страницах школы №315 г.
Киева и школы №16 г.
Нальчика, с которыми мы успели подружиться. Все достаточно
просто: есть "база ссылок", полностью представленная в одном из
разделов сайта, и есть вывод случайного набора из нескольких
кнопочек на главной странице. Выборка каждый раз случайная,
поэтому никому не обидно. Наше "предложение дружбы"